пн.09232019

На ті ж граблі

На ті ж грабліНещодавно надійшло повідомлення про виконання місцевою владою Закону України «Про декомунізацію», а звідси –  перейменування населених пунктів, площ, вулиць, провулків міста, назви яких втілюють у собі сторінки історії сімдесяти з лишком років, на інші назви, які б аж ніяк не нагадували той час. Закон є закон. Його треба виконувати. Але ж зауважимо: вдумливо підходячи до цього. Так, у Лебедині є приклад, як під один гребінець зачесали (чи то, пак, зчесали) все. Скажіть, будь ласка, чим завинила наша лебединська молодь, що місце її відпочинку – сквер її імені (Молодіжний) перейменували на сквер Павла Полуботка? До чого тут той багач? Ну стоїть серед скверу дуб-велетень, до якого, можливо, й торкався він у свій час. Табличка про це свідчить. І досить. Нагадує вона про той історичний момент у житті нашого міста? Нагадує.

І ще приклад. Є у Лебедині (точніше була) вулиця Жовтнева. Досить затишна, чиста. І мешканці там привітні. Але в період виконання Закону «Про декомунізацію» комусь із групи, якій довірили готувати попередні матеріали по перейменуванню, здалося, що і на цій вулиці бродить «призрак коммунизма» (із переляку перестраховщики, як мовиться, і на холодне дмуть), тому запропонували перейменувати вулицю на Осінню. У страху очі великі. То виходить, що й назву місяця «жовтень» треба перейменовувати? До речі, дякуючи громаді села Курган і принциповості сільського голови Миколи Іванова та секретаря Наталії Пахоти, центральній вулиці села Жовтневій залишили її попередню назву.

А вулиця Колгоспна в Лебедині? У свій час колгоспний рух, із своїми плюсами і мінусами, був (і залишається) частиною нашої історії. І витравлювати все минуле – варварству подібне.

Хвилює ще й те, що в Україні продовжується сумнозвісна традиція присвоювати вулицям імена політичних діячів, але вже нової української формації. Інколи дуже сумнівних. Наприклад, у Конотопі одну із вулиць назвали імені Олександра Музичка (Білого), який при житті, по великому рахунку, із українськими політичними діячами і поряд не стояв. І таких прикладів – хоч греблю гати. А де є гарантія, що через 40-50 років наступне покоління знову не затіє перейменування? Що, наступаємо на ті ж граблі? Так ми вже й так скільки гуль набили, що живого місця немає. До речі, активно перейменовуючи населені пункти, проспекти, вулиці особливо ніхто не задумується, що це виллється у круглу копієчку і скоріше всього, не лише місцевому бюджету.

Мабуть, такі ми вже є. Інколи думаємо із запізненням. Чим, думаємо, уточнювати не буду. Самі здогадаєтеся.

Вадим БІЛИЙ.


Коментарі  

 
0 #8 swan009 29.04.2016, 21:19
SWAN009: Обнаружил в Интернете новые материалы по этой теме. Обратите внимание: здесь уточняется, что Полуботок приобретал имения и среди них как раз упоминается в числе других Лебедин. Вношу поправку: царь Пётр пережил Полуботка не на 3 месяца, а всего на 1 месяц. Материал подан в усечённом виде.

... Павел Полуботок в 1708 году не поддержал выступление гетмана Ивана Мазепы на стороне шведского короля Карла XII против царя Петра I. В результате он стал одним из претендентов на гетманскую булаву на Глуховской раде, состоявшейся 6 декабря 1708 года. Но тогда его обошел другой кандидат - стародубский полковник Иван Скоропадский. Этого политика на должность гетмана Украины утвердил сам Петр I из поданных на рассмотрение двух кандидатур, за которых проголосовали казаки, крестьяне и старшина. Причина, по которой была отвергнута кандидатура Павла Полуботка, была изложена царем так: «Этот очень хитрый, он может Мазепе уподобиться».
Впрочем, Павел Леонтьевич не был обделен: Петр I передал ему имения Ивана Мазепы и его соратников - племянника Ивана Обидовского и Пилипа Орлика. В их числе - город Любеч с окрестностями.
К своим приобретениям Полуботок отнесся по-хозяйски: строил мельницы, винокурни, выращивал и продавал зерно и табак. На доходы с них скупал новые поместья в Гадячском, Лубенском, Нежинском, Ахтырском, Сумском и Черниговском полках. В 1720-х годах Полуботок был одним из крупнейших землевладельцев в Украине. Ему принадлежало около двух тысяч крестьянских дворов, усадьбы в Чернигове, Еадяче, Любече, Лебедине, Михайловне, Коровинцах, Оболони, Боровичах.
Но не забывал Павел Полуботок и о вечном: имел библиотеку, коллекцию картин, икон и оружия, а также интересовался историей и даже составил свою «Хронику» - летопись событий в Украине с 1452 по 1715 год. Был он и покровителем Вознесенского собора в Чернигове.
...Летом 1722 года умер гетман Иван Скоропадский. 4 июля 1722 года казаки избрали Павла Полуботка наказным гетманом, то есть исполняющим обязанности главы государства, этот выбор подтвердил и Петр I.
Однако ходатайство о разрешении избрания нового гетмана, поданное руководством Украины российскому монарху, осталось без ответа, и, более того, даже год спустя дело об избрании гетмана было отложено на неопределенное время. По мнению имперских властей, со времени первого гетмана-союзник а Москвы, Богдана Хмельницкого, и до последнего, Ивана Скоропадского, все гетманы оказались предателями, и потому царское правительство решило не спешить и подыскать на этот пост верного и надежного человека...
Петр, разозлившись, вызвал Полуботка с главной старшиной (членами правительства) в Петербург. Полуботок со старшиной подали царю прошение о возвращении Украине старых прав, ссылаясь на то, что по статьям Богдана Хмельницкого никто не может вмешиваться в казацкий суд, а теперь великорусская коллегия вмешивается в судебные дела, принимает жалобы на решения и т. д. Одновременно с этим казаки, пребывавшие в Украине и стоявшие тогда на реке Коломак, отправили царю свои донесения, в которых жаловались на разные несправедливост и со стороны столичных чиновников, на незаконные поборы, постои войск, которые разоряют население, и просили вновь разрешения выбрать гетмана по давним порядкам. Царь Петр пришел в ярость на Полуботка и приказал арестовать его и всю старшину, которая прибыла с ним в Петербург, посадить в Петропавловскую крепость. Также он приказал арестовать всех, подписавших Коломакские пункты, и прислать их в Петербург.
На допросах Полуботок смело обличал Петра за нарушение украинских прав и вольностей, доказывал, что угнетение Украины не приносит ему никакой чести - значительно больше славы править народом свободным и благодарным, чем угнетать его насилием. Напоминал ему о верности и усердной службе украинских казаков. Гетман говорил: «За все это мы вместо благодарности получили только обиды и пренебрежение, попали в тяжелую неволю, платим позорную и мучительную дань, вынуждены копать валы и каналы, осушать непроходимые болота, удобряя их трупами наших покойников, которые тысячами гибли от усталости, голода, нездорового климата; все эти беды и обиды наши еще увеличились теперь при новых порядках: начальствуют над нами московские чиновники, которые не знают наших прав и обычаев и почти неграмотные - знают только, что им все можно делать с нами».
Разгневанный Петр закричал на Полуботка и пригрозил смертью за такую дерзость.
Незадолго до смерти гетман сказал царю: «За невинные страдания мои и моих земляков будем судиться у общего и беспристрастног о судьи, Бога нашего: скоро встанем перед ним, и он рассудит Петра и Павла».
Гетман умер в Петропавловской крепости 29 декабря 1724 года, а вскоре после этого, 28 января 1725 года, умер и царь Петр.
Павел Полуботок был похоронен на кладбище в Санкт-Петербург е при церкви Святого Странноприимца Самсона на Выборгской стороне.
Цитата | Скарга
 
 
0 #7 swan009 28.04.2016, 21:22
Странным образом растёт число посетителей, интересующихся темой. Предполагаю, что из-за личности гетмана Павла Полуботка. Поэтому дописываю последний комментарий и сообщаю:
всё, что я раньше написал, упоминая имя Полуботка, можно считать анекдотом. Я написал так от незнания этой темы и немного повеселил публику. Но вот вчера целых 4 часа в Интернете читал много материалов о трагической судьбе гетмана, его жизни, кладе и т.д.
Могу точно интересующимся сказать, что Павел Полуботок никогда не жил в Лебедине. Он не родился здесь, не зарывал клад и т.д. Лебедин, которому тогда от момента основания было всего около 60 лет, гетман, скорее всего, получил от царя Петра в качестве поощрения за свою службу (он не пошёл с Мазепой). Десятки имений, включая местечко Лебедин, были, как я понял, пожалованы ему при отчуждении имущества гадячского казачьего полковника, который остался верным Мазепе, а не русскому царю. Там были десятки имений , я читал их названия.
Ставкой гетмана в то время был Глухов (после разграбления и сожжения Батурина). Можно предположить, что Павел Полуботок бывал наездами в своих вотчинах. Был, видимо, в Лебедине также, а место в парке, где и сейчас растёт дуб, якобы посаженный им, было усадьбой, например, управляющего, у которого и оставался гетман на отдых и ночлег. Такая версия наиболее вероятна.
Тема клада очень интересна. Может быть, легенда, но если правда, то по оценкам количества того золота, которое было положено в английский банк, его нынешняя стоимость составляла бы 1 миллиард долларов.
Как известно, гетман погиб в Петропавловской крепости. Место его упокоения (это старое кладбище) было в советские времена разрушено и в настоящее время там находится парк (название запамятовал). Царь Пётр I пережил оклеветанного гетмана всего на 3 месяца. На небесах, видимо, также есть праведный суд.
Цитата | Скарга
 
 
0 #6 swan009 23.03.2016, 10:58
Нещодавно надійшло повідомлення про виконання місцевою владою Закону України «Про декомунізацію»,
- а читателей не нужно ознакомить с ним? Всё ждал какой-то расшифровки информации, но бесполезно. Узнал только про сквер, на танцплощадке которого когда-то так лихо танцевал, что подошвы отлетали.
а звідси – перейменування населених пунктів, площ, вулиць, провулків міста, назви яких втілюють у собі сторінки історії сімдесяти з лишком років,
- ну что ж, ловим вас на слове. Отстегнув назад 70 лет, я так понимаю, прощают улицу Пушкина, которая тогда не должна быть переименована.
– сквер її імені (Молодіжний) перейменували на сквер Павла Полуботка? До чого тут той багач? Ну стоїть серед скверу дуб-велетень, до якого, можливо, й торкався він у свій час.
- всё-таки не даёт мне покоя этот дуб Полуботка. Что, если допустить, что Полуботок на заре накопления собственного капитала закопал под этим дубом бочонок золота? Как Вы, Вадим, считаете? Я мог бы, конечно, подарить металлоискатель пану Олефиренко, чтобы он провёл там розыскную работу, но для этого нужно взаимопонимание и доверие, которого нет.
То виходить, що й назву місяця «жовтень» треба перейменовувати?
- надо, конечно. Потому что в этом месяце большевики взяли власть в свои руки. Предлагаю новое название - "красень", в смысле "красивый". "Прекрасная пора, очей очарованье" - так писал один классик. Кстати, не забудьте тогда заодно и кинотеатр перекрестить на "Перламутр".
І витравлювати все минуле – варварству подібне.
- Есть одна умная, но не моя, мысль, что когда Бог захочет наказать людей, он лишает их памяти.
І таких прикладів – хоч греблю гати.
- тем самым, Вы подтверждаете, что менталитет у украинцев всё-таки славянский?
Так ми вже й так скільки гуль набили, що живого місця немає.
- А что так? Как Вам эти слова: "Идеолог, молчи, не каркай. Не приманкою, не вершой - с нами действовать надо палкой, и не маленькой, а большой". Гулi именно по этой причине, такими рождены и воспитаны.
Мабуть, такі ми вже є.
- Не сомневайтесь, именно такими. Но как говорят не вернувшиеся "оттуда", там когда-то зачтётся.
Цитата | Скарга
 
 
0 #5 swan009 19.03.2016, 08:46
Пётр Тимофеевич Тронько (укр. Тронько Петро Тимофійович; 12 июля 1915, село Заброды, ныне Богодуховского района Харьковской области — 12 сентября[1] 2011, Киев) — украинский государственный и политический деятель, учёный-историк.

Член компартии с 1939 года. Доктор исторических наук, академик НАН Украины.

Биография
Родился 12 июля 1915 года в селе Заброды (ныне Богодуховского района Харьковской области) в крестьянской семье.

Служил в армии, учился в Ейской школе морских лётчиков, после демобилизации возглавлял Лебединский детский дом. Женился в начале 1936 года.
Был выдвинут на комсомольскую работу:

с 1937 — заведующий отделом пропаганды, потом первый секретарь Лебединского (Сумкая область) райкома комсомола...

Упомянутый в предыдущем тексте академик П.Т.Тронько - очень известная, если не сказать героическая личность. Герой Украины в 2000 году, знаменитый краевед и историк. Я его фамилию помню с незапамятных времён, он-то и прожил много - 96 лет, честно жил и служил своему народу, не взирая на правителей.
А упомянул его я потому, что в довоенное время он какое-то время жил в Лебедине, ходил по улицам этого города. Видимо, ещё тогда знал о том, что в Лебедине жил будущий наказной гетман Павел Полуботок. Неспроста его в качестве главы делегации посылали в Лондон на поиски золота. Но кому же хочется, сидя на бочках золота, делиться добром? Аристократия, милорды с лордами, тьфу!
Цитата | Скарга
 
 
0 #4 swan009 19.03.2016, 08:24
В ноябре 1723 года гетман Павел Полуботок был арестован и направлен в Петропавловскую крепость. Согласно легенде, перед арестом Полуботок тайно отдал на хранение 200 тысяч золотых монет Банку Англии под 7,5 %. Сумма денег, банк и проценты варьируются в различных вариантах: некоторые источники указывают на две бочки с золотом, 500 000 или 1 000 000 червонцев, 2,5 % или 4 % и Банк Ллойда или Банк Британской Ост-Индской компании. В завещании, Полуботок якобы завещал 80 % золота на будущее независимой Украины, а остальные — своим правопреемникам.

Первые слухи о несметных богатствах гетмана появились еще в 1860-х, однако широкую известность история обрела в 1907 году, когда была опубликована в русском журнале «Новое время» профессором Александром Рубецом. В 1908 году Министерство иностранных дел России выписало ордер на расследование российскому консульству в Лондоне.

Александр Рубец предложил провести съезд потомков Полуботка в 1909 году в городе Стародубе. На съезд собралось около ста человек, имевших основания считать себя потомками гетмана, но прямых наследников по мужской линии обнаружить не удалось. Съезд принял решение создать комиссию из 25 присутствовавши х на съезде делегатов, для поисков наследства и нанять для этого известного адвоката Кулябко-Корецко го. Однако первая поездка Кулябко-Корецко го в Лондон оказалась безрезультатной , а второй поездке помешала начавшаяся Первая мировая война.

По сообщениям печати, в 1922 году в посольство УССР в Вене обратился некий человек, приехавший из Бразилии и назвавшийся Остапом Полуботько — прямым потомком одного из сыновей гетмана. Он показал послу Юрию Коцюбинскому фотокопию документа о вкладе Полуботка, подлинник которого он якобы хранил в надежном месте, и предложил следующую сделку: он передает право на получение денег правительству УССР, а за передачу подлинника документа получит один процент накопившейся огромной суммы. Но попытка переговоров с Банком Англии окончилась ничем.

Существуют утверждения, что возможные претензии СССР на наследство Полуботка были предметом переговоров с Великобританией в 1940-80-е годы и были достигнуты соглашения о том, что СССР отказывается от этих претензий в обмен на урегулирование различных долгов СССР Великобритании.

В хаотичное время распада Советского Союза история вновь привлекла внимание общественности. В мае 1990 года украинский поэт Владимир Цибулько объявил о том, что если золото будет возвращено, то на каждого гражданина независимой Украины придётся 38 килограммов. Подогрев интереса к золоту Полуботка совпал с визитом в Киев в июне 1990 года премьер-министр а Великобритании Маргарет Тэтчер. Украинский парламент распорядился создать специальный комитет, возглавляемый академиком П. Т. Тронько, который посетил Лондон. Золото найдено не было.

Всегда помните об этом золоте. Если оно когда-нибудь будет найдено, то на каждого пересiчного лебединца (которые и дуб Полуботка покажут, и табличку, и место в сквере, где стояла его усадьба) придётся ого-го сколько сотен килограммов этого драгметалла. Оно, конечно, где-то есть и лежит, но проблема в том, что эти англосаксы всегда были ненавистниками славянского мира, к которому, вне всякого сомнения, причисляют и украинцев. Это жлобные толстосумы по менталитету.
Жду поправок или подтверждения от пана Григория, тот ли это Павел Полуботок?
Цитата | Скарга
 
 
0 #3 swan009 17.03.2016, 17:50
А вот губернатор Москаль поступил очень мудро: улицу Ленина переименовали в улицу Леннона. Того самого, "биттла". Поэтому: даёшь улицам Ленина - Маркса названия Леннона - Маккартни!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! !!!!!

Уточняю: Москаль - это нынешний губернатор Закарпатской области, если не ошибаюсь. Одновременно вношу предложение как помирить протестный электорат со "свiдомими" в деле переименования двух центральных улиц.
Надо имена оставить прежние. Итого будет: улица Владимира Ильича Леннона и Карла Маккартни.
Но готов послушать и другие мнения.
Цитата | Скарга
 
 
0 #2 swan009 17.03.2016, 15:52
Закон є закон. Його треба виконувати. Але ж зауважимо: вдумливо підходячи до цього.
- Думаю, совсем не обязательно. Главное - "свiдомий" подход к этому процессу. Почитал я на сайте Липовой Долины как они переименовали: жертвами свiдомостi стали Щорс, Крупская и другие заклятые борцы "з повстанцями". А вот губернатор Москаль поступил очень мудро: улицу Ленина переименовали в улицу Леннона. Того самого, "биттла". Поэтому: даёшь улицам Ленина - Маркса названия Леннона - Маккартни!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!!!! !!!!!Так, у Лебедині є приклад, як під один гребінець зачесали (чи то, пак, зчесали) все.
- Думаю, это чесотка. При слове "зачесали" у меня нехорошие мысли возникают и начинает чесаться в одном интимном месте. Вы, Вадим, другие слова подбирайте.
Ну стоїть серед скверу дуб-велетень, до якого, можливо, й торкався він у свій час. Табличка про це свідчить.
- И я того дуба в своё время тоже торкався. Особенно, когда проигрывал партию в бильярд (там рядом стоял летний домик) и находился от горя в беспамятстве. Но я же не претендую на дуб и увековечивание памяти типа: "Тут были Киса и Ося".
А вулиця Колгоспна в Лебедині?
- А вулиця Пiонерська? Дети невинные, но тоже виноваты: поклонялись идолам, носили красные галстуки, клялись в верности идеалам коммунизма. Ай-я-яй!!! А теперь эти пионеры мимикрировали в борцов с тоталитаризмом. Наприклад, у Конотопі одну із вулиць назвали імені Олександра Музичка (Білого), який при житті, по великому рахунку, із українськими політичними діячами і поряд не стояв.
- Действительно. При життi, в советские времена, он был обычным уголовником, если и борцом, то только с правоохранитель ными органами. И шипеть здесь никому не надо: читайте его житие-бытие, там об этом много написано. Совсем не является тайной. А тайное всегда становится когда-то известным.
А де є гарантія, що через 40-50 років наступне покоління знову не затіє перейменування?
- Нет гарантии. Поэтому таблички, штампы, печати выбрасывать не стоит. Надо приберечь. Тем более, что украинцы очень хазяйновита и бережлива нация. Потом можно будет продать европейцам на аукционах.
Що, наступаємо на ті ж граблі?
- Точно, пан Вадим. Всегда очень больно наступать на грабли, но, в особенности, очень больно наступать на детские грабли. Вы какие имели в виду?
активно перейменовуючи населені пункти, проспекти, вулиці особливо ніхто не задумується, що це виллється у круглу копієчку і скоріше всього, не лише місцевому
бюджету.
- Ну а что делать? ПП и Сеня должны пособить средствами. Рыбку съесть и на один мужской орган сесть одновременно не получится. Придётся выбирать: или жить с "катами" или затянуть пояса и отстегнуть на переименование.
Інколи думаємо із запізненням. Чим, думаємо, уточнювати не буду. Самі здогадаєтеся.
- Давайте я первым догадаюсь. Рискну предположить, что .опой? Не???
Цитата | Скарга
 
 
0 #1 1Перехожий2 17.03.2016, 13:44
Все вiрно, пане Вадиме, але ж ви навряд до кого докричитесь!

Ця справдi кумедна й жалюгiдна "жовтнева" iсторiя нагадала менi радянськi часи. Колись бiля Сум я бачив дорожний вказiвник, на якому стояла перекособочена на росiйский манер назва села: "Жовтневое" (!). Я не думаю, що той напис було зроблено по вказiвцi з Москви. Пiдлабузництво бiльшовицько-св iдомих товаришiв з ДАI було цiлком мiсцевою iнiцiативою.

Тодiшнi службовцi аж з галiфе вискакували, щоб донести до уваги начальства свою високу комунiстичну свiдомiсть попри всякi правила провопису й здорового глузду. I зараз те саме. А найсмiшнiше, що старi й новi службовцi - це тi ж самi люди i, можливо, в тих же самих галiфе. Хоча, може, це - найстрашнiше?

Ось тут в якiсь газетi було написано про змiну назв вулиць так: "Епоха закiнчилась. Забудьте".
Так от: нiкуди ваша епоха пiдлабузництва й "чего изволите?" не дiлась, панове можновладцi! Вона проросла корiнням у вашi душi й буйно квiтне в головах...
Цитата | Скарга